«Музыкальный калейдоскоп»

Программа предлагает изучить особенности вокального эстрадного жанра, приемы
эстрадной песни; освоить приемы сольного, ансамблевого и хорового пения; научить двух и трехголосному исполнению песен, развить музыкальные способности обучающихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма

Педагоги

Кочергина Татьяна Владимировна

Расписание

каждый вторник, четверг, суббота 14.00

Содержание программы

Вводная часть. Ознакомление учащихся с правилами пения и охраны голоса.
Исполнение знакомых песен.
Инструктаж по технике безопасности.
Пение с ручными знаками
Вокальные упражнения
Распевания
Работа с репертуаром
Слушание музыки
Работа с текстом
Работа над драматургией музыкальных произведений
Работа над формой музыкальных произведений
Пение произведений (разнохарактерных)
Народная песня
Современные произведения
Классика
Эстрадное творчество.
Особенности вокального эстрадного пения.
Фонограмма, ее особенности и возможности.
Пение учебно-тренировочного материала
Приемы работы с микрофоном. Пение учебно-
тренировочного материала
Пластическое интонирование. Пение учебно-
тренировочного материала
Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная
вокальная работа.
Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала
Приемы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала
Творческий отчет (2 раза в год)
Резерв (концерты, конкурсы, фестивали)
История джаза. Стилевые особенности. Пение учебно-тренировочного материала.
Индивидуальная вокальная работа.
Джазовая манера исполнения (стилизация). Пение учебно-тренировочного материала.
Индивидуальная вокальная работа.
Приемы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа
Рэп. История становления жанра. Пение учебно-тренировочного материала.
Поэтический текст в контексте жанра рэп. Пение учебно-тренировочного материала.
Речитатив. Приемы исполнения. Индивидуальная вокальная работа.
Репетиции на сцене. Сценический имидж.
Концерты, конкурсы
Народная песня. Виды народных
песен. Индивидуальная вокальная работа (прослушивание).
Понятие стилизации в контексте эстрадного пения.
Лирические народные песни. Приемы работы.
Пение учебно-тренировочного материала
Плясовые народные песни. Приемы работы.
Пение учебно-тренировочного материала.
Народный ансамбль; особенности и приемы исполнения стилизованных песен.
Приемы исполнения, а, капелла. Индивидуальная вокальная работа.
«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре и народной стилизованной песнях.
Пение учебно-тренировочного материала

Цели программы

Цель программы: приобщение обучающихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей

Результат программы

«Планируемые результаты освоения программы
Знания, умения и навыки первого года обучения:
• наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
• двигаться под музыку, «не бояться» сцены, культура поведения на сцене;
• стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
• умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
• умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.
Знания, умения и навыки второго года обучения:
• наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);
• увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (несложные элементы двухголосия – подголоски);
• умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
• усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
• участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Знания, умения и навыки третьего года обучения:
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
• умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к «трем китам» (песне, танцу, маршу);
• повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
• исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
• умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
• умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием;
• иметь навыки работы с микрофоном;
• иметь навыки концертной деятельности.
"

Материально-техническая база

Занятия кружка следует проводить в помещении с хорошей акустикой и вентиляцией. Программа предусматривает наличие хорошо настроенного инструмента. В достаточном количестве должны быть нотные сборники, учебные пособия для педагога, обучающихся, раздаточный материал (партитуры хоровых произведений и др.).
• столы и необходимое количество стульев.
• шкафы для хранения костюмов
• шкаф для хранения хоровых партитур, нотных хрестоматий., иллюстрированной литературы
• доска с нотным станом
• стенды для размещения партитур
Инструменты и материалы
• фортепиано
• музыкальный центр
• диски
• микрофон
• фонограммы.
Методическое обеспечение
• нотные хрестоматии
• видеофильмы
• фотоматериалы
• музыкальная энциклопедия.
• записи выступлений, концертов.
Средства, необходимые для реализации программы
Методические материалы включают в себя:
– библиотеку, содержащую справочный материал, музыкальные энциклопедии, музыкально-методическую литературу и вокально-хоровую литературу;
– хрестоматии музыкальных произведений и песен для слушания и разучивания;
– песенники;
– методические пособия по вокальному искусству.
Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:
– видеотека;
– фонотека;
– тематические стенды;
– репродукции картин русских художников;
– раздаточный материал (карточки для устного и письменного опроса, карточки для творческих заданий, динамические оттенки и музыкальные термины).