«Человек и профессия»

    Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребно-сти и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сде-лать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой про-фессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Этот курс может изучаться самостоятельно, но может быть дополнен следующими про-граммами: «Когда общение становится профессией», «Техника без тайн», «С любой информа-цией на «ты», «Создание красоты», «Гармония природы», которые предусматривают проведе-ние профессиональных проб. Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осо-знанному социальному и профессиональному

    Педагоги

    Шаравьева Е.А., Тимофеева О.В., Торсунова Е.Ю., Норваткина В.В., Рукавишникова Н.М.

    Учебный план

    I Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана II Познавательные процессы и способности личности 2.1 Память. Внимание 2.2 Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение 2.3 Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта 2.4 Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей III Психология личности 3.1 Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка 3.2 Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды 3.3 Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов IV Мир профессий 4.1 Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда 4.2 Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы 4.3 Типы профессий. Матрица выбора профессий 4.4 Характеристика профессий типа «человек – человек» 4.5 Характеристика профессий типа «человек – техника» 4.6 Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» 4.7 Характеристика профессий типа «человек – природа» 4.8 Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» V Профессиональное самоопределение 5.1 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») 5.2 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей 5.3 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») 5.4 «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» 5.5 Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии VI Подготовка к будущей карьере 6.1 Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования VII Обобщение 7.1 Построение личного профессионального плана. Зачет

    Цели программы

    Формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

    Результат программы

    • выявлять свои способности и профессиональные интересы; • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда; • работать с профессиограммами; • ориентироваться в типах и подтипах профессий; • составлять личный профессиональный план; • проектировать свою профессиональную карьеру.

    Особые условия проведения

    учащиеся 9 класса

    Материально-техническая база

    компьютер, проектор, экран