Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Образовательная программа «Народные инструменты» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментах (баяне, аккордеоне, балалайке, домре, гуслях, гитаре) и (или) инструментах народов России, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности; приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства; приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям оркестров народных и (или) национальных инструментов;подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Программа «Народные инструменты» включает следующие учебные предметы: специальность (баян, аккордеон, гитара), ансамбль, фортепиано, хоровой класс, сольфеджио, музыкальная литература (зарубежная, отечественная), элементарная теория музыки, ритмика.

Педагоги

Вельсин Юрий Николаевич, Сирина Ирина Анатольевна, Бузина Елена Владимировна, Карасева Надежда Петровна

Расписание

1 класс:пн. - 15.45-16.30 - хор; вт. - 13.00-14.15 - сольфеджио; чт. - 13-55-14.40 - музыкальная литература. 2 класс: вт. - 8.55-10.10 - "сольфеджио"; чт. - 14.50-15.45 "музыкальная литература". По учебному предмету "Специальность" - индивидуальное занятие на каждого обучающего 2 часа в неделю. По учебному предмету "фортепиано" - индивидуальное занятие 1 раз в неделю.

Содержание программы

Учебный план отражает специфику работы Детской школы искусств, ориентирован на разностороннее развитие личности и подготовку более одаренных учащихся к поступлению в средние, профессиональные и высшие учебные заведения. Аудиторная нагрузка по предпрофессиональной программе «Народные инструменты» составляет в 1 классе – 5,5 часов внеделю, во 2 классе – 6 часов в неделю. 1 класс – специальность (2 часа), хор (1 час), сольфеджио (1,5 часа), музыкальная литература (зарубежная, отечественная) (1 час); 2 класс – предметы – специальность (2 часа), фортепиано (0,5 часа), сольфеджио (1,5 часа), музыкальная литература (зарубежная, отечественная) (1 час), ансамбль (1 час). Учебный предмет «Специальность»: освоение навыков игры на музыкальном инструменте; освоение нотной грамоты; освоение тезнических упражнений и приемов; изучение музыкальной терминологии; чтение с листа; работа над интонационной, ритмической, динамической сторонами исполнения; изучение произведений разных стилей и жанров; исполнение пьес, этюдов, произведений крупной формы. Учебный предмет «ансамбль»: коллективное творчество – ансамблевое исполнительство, ансамблевый репертуар (музыкальные произведения, созданные для различных инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов; демонстрация в ансамблевой игре единства исполнительских намерений и реализация исполнительского замысла. Учебный предмет "Фортепиано«:знакомство со штрихами non legato, legato, staccato; знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами; упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов; чтение с листа; изучение музыкальных произведений: гамм, пьес, этюдов, полифонических произведений, ансамблей, аккомпонемента, мажорные гаммы от черных клавиш, к ним – аккорды и арпеджио на 2 октавы. Учебный предмет «Хоровой класс»: вокально-хоровые навыки: певческая установка и дыхание, звуковедение и дикция, ансамбль и строй, формирование исполнительских навыков. Учебный предмет «сольфеджио»: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления через формы работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения). Изучение нотной грамоты, гамм, ступеней, длительностей, размеров, тактов, тональностей, интервалов, трезвучий, обращений трезвучий, тритонов, синкопа, отклонений, модуляция, триолей, септаккоров, хроматизма. Учебный предмет «Музыкальная литература»: первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;изучение творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов; знание музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности, исполнение на музыкальном инструменте пройденных музыкальных произведений; теоретический анализ музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; изучение основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры; знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; знание профессиональной музыкальной терминологии. Учебный предмет «Ритмика»: изучение темпа, пульса, метра, ритма, размеров, репризы, музыкальных фраз, регистров, штрихов.

Цели программы

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств.

Результат программы

Обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков, сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков. Возможность поступления в профессиональное образовательное учреждение.

Особые условия проведения

прием детей в возрасте 10-12 лет

Материально-техническая база

Материально-техническая база Детской школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации программы «Народные инструменты» имеется минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения и включает в себя: концертный зал с необходимым оборудованием (роялем, пультами, осветительными приборами, звукотехническим оборудованием); учебные аудитории для занятий по учебным предметам «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, пианино);учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Специальность» и «Ансамбль»; комплект народных инструментов для учащихся разного возраста, шкафы для их хранения,технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон; учебные аудитории для групповых занятий, предназначенные для реализации учебных предметов «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями; технические средства обучения: телевизор, видеоплейер, DVD проигрыватель, магнитофон, видеопроектор, ноутбук с выходом в Интернет, видеопроектор.

Стоимость

бесплатно