Керамическая игрушка

Программа состоит из трех блоков-этапов: ознакомительный (1 год), основной (3 года), углубленный (2 года). Вновь прибывшие ребята, в зависимости от возраста и базовой подготовки, могут поступить сразу на второй этап обучения. Для обучения к третьему блоку программы могут быть приняты дети, прошедшие обучение основного блока программы, либо старшеклассники, желающие поступать в СУЗы и ВУЗы на керамиста. Содержание программы структурируется по следующим разделам: 1. Народная игрушка 2. Рельефные изображения 3. Сосуды и объемные формы 4.Сувениры из глины 5. Гипсомодельное дело 6.Гончарное искусство 7. История искусства и народных художественных промыслов, связанных с керамикой. Программа вариативна, т.е. педагог в зависимости от возникших потребностей (конкурсы, выставки, пожелания детей) может менять темы местами, вводить новые темы, видоизменять учебный материал и учебные задачи. Программа построена от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Теоретическая информация с каждым годом пополняется, повторяется и обобщается, тематика композиций расширяется. Этот прием многократного возвращения к пройденному материалу, его повторению и обобщению, дальнейшему усложнению заданий позволяет обучающимся возвращаться к любимым темам в новом качестве, с более развитыми навыками и умениями, выполнить задания, находясь с каждым разом на ступень выше. Это позволяет развить устойчивый интерес к предмету, когда обучающиеся видят свой творческий рост, наблюдая и сравнивая предыдущие работы с новыми. Также повышается мотивация к дальнейшему творческому росту. В процессе обучения также поэтапно вводится основная терминология производства керамики, сведения о последовательности технологических процессов, отраженные в таблицах и схемах, часть из которых приведена в приложении к данной программе. Программа обеспечивает метапредметный подход – прослеживается связь с общеобразовательными предметами. Например, с такими, как история (изучение истории народных художественных промыслов, истории искусства), изобразительное искусство. Данная программа компенсирует отсутствие аналогичной в общеобразовательной школе, когда дети практически не занимаются лепкой (за исключением, возможно, уроков труда в начальной школе), однако занятия лепкой очень важны для развития мелкой моторики, развития высших психических функций ребенка – речи, памяти, воображения, мышления, восприятия. Программой подразумевается проведение познавательных игр, физкультпауз, физкультминуток, направленных как на повышение познавательного интереса к предмету, так и на сбережение здоровья ребенка (зрение, осанка, возрастная потребность в двигательной активности).

Педагоги

Мельникова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования, I квалификационная категория образование среднее специальное, 1985 год, кунгурское среднее профессиональное техническое училище, гончар-формовщик стаж педагогической деятельности в данной должности 29 лет; в данном учреждении 29 лет Сведения о повышении квалификации: ООДПО «Институт современных образовательных технологий и измерений», КПК «Современные педагогические технологии», 72 часа, 2017 г.

Учебный план

1 год обучения I. Вводное занятие. Адаптационная игра. Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой, материалами и инструментами. II. Курс знакомства с предметом 1. Знакомство с лепкой и понятием «керамика». Беседа. 2. Приемы и способы лепки, лепка простых игрушек анималистических форм 3. Лепка игрушек под лепной декор III. Декоративные работы к праздничным датам 1. Новогодние сувениры 2. К Рождеству, Масленице, Пасхе IV. Русская народная керамическая игрушка. 1. Филимоновская игрушка 2. Каргопольская игрушка 3. Дымковская игрушка V. Итоговая работа. 1. Подготовительная часть 2. Практическая часть VI. Заключительное занятие. Выставка. Итоги за год. Задание на лето. Беседа. 2 год обучения I Вводное занятие. Инструктажи по ТБ. Игра. Приготовление глины (теоретические сведения). II Отделка глиняных изделий 1.Приемы и способы лепки, лепка простых игрушек разных форм. 2. Лепка игрушек под лепной декор III Русская народная керамическая игрушка. 1. Филимоновская игрушка. Стилистические особенности. Понятие орнамента. История промысла. 2. Каргопольская игрушка. Стилистические особенности. История промысла. Орнамент. 3. Дымковская игрушка. /Абашевская игрушка. Стилистические особенности. История промысла. Орнамент. 4.Гжельская посуда. Стилистические особенности. История промысла. Орнамент IV Декоративные работы к праздничным датам 1. К Дню Матери. Новогодние сувениры 2. К Пасхе V Лепка рельефных изображений. 1. Цветочная композиция. Виды рельефа и рельефного декора. 2. Композиции с изображение птиц, рыб. Орнамент. VI Итоговая работа. 1. Подготовительная часть 2. Практическая часть VII Заключительное занятие. Выставка. Итоги за год. Задание на лето. Беседа. 3 год обучения I. Вводное занятие. Инструктажи по ТБ. Игра. Приготовление глины (теоретические сведения). II. Народная игрушка. 1. Филимоновская игрушка. Стилистические особенности. Понятие орнамента. История промысла. 2. Каргопольская игрушка. Стилистические особенности. История промысла. Орнамент. 3. Дымковская игрушка. Стилистические особенности. История промысла. Орнамент. Цветоведение. 4. Абашевская игрушка. История промысла. Стилистические осо

Цели программы

Создание условий для творческой самореализации и профессионального самоопределения обучающихся через формирование компетентностей в области художественной керамики и технологии ее производства.

Результат программы

Прогнозируемый результат. 1. Предметные результаты Обучающиеся будут знать: • основные сведения из истории народных художественных промыслов (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская, особенности кунгурской керамики; • основные сведения из истории изобразительного искусства • методы изготовления и декорирования керамических изделий, • материалы и оборудование • разновидности керамики; • основную технологическую цепочку изготовления керамики; • термины и понятия керамического производства; Обучающиеся будут уметь: • изготавливать и декорировать керамические изделия с применением различных методов; • применять весь спектр знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, при создании творческих композиций; • самостоятельно работать с литературой, оформлять проекты; • определять вид, жанр изобразительного искусства, народные художественные промыслы; • свободно выражать свое мнение и оценку; • выступать перед публикой. 2. Личностные результаты Обретение начальных знаний о профессии, определение своей дальнейшей образовательной траектории. Осмысление ценности знаний об изобразительном искусстве, мотивация к дальнейшему практическому освоению искусства керамики. Способность видеть и ценить красоту, стремление творить ее своими руками, вежливость и культура речи в общении со сверстниками, педагогами и другими взрослыми, взаимопомощь между членами объединения, трудолюбие, усердие, дисциплинированность. 3. Метапредметные результаты Регулятивные: умение ставить перед собой творческие цели и задачи, способность планировать свою деятельность по их достижению. Умение в процессе работы над изделием контролировать и сопоставлять то, что получается с тем, что планировал получить с последующей коррекцией своих действий. Умение оценивать качество своей творческой работы. Стремление к достижению результата через проявление волевых усилий. Познавательные: умение самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель, умение найти и собрать необходимую информацию (текстовую, иллюстративную) для выполнения творческого задания, способность к структурированию знаний, способность к построению речевых высказываний с использованием профессиональной терминологии, способность к самостоятельному созданию способов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. При работе над проектами и исследованиями умение применять логические УУД. Коммуникативные: способность планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, умение сотрудничать в поиске информации, способность к разрешению конфликтов, умение управлять поведением партнера, умение выражать свои мысли в монологе, диалоге.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение: Основным материалом для работы является глина. Для горячего способа росписи изделий используется ангобы и глазури разных цветов, для холодного – краски (акриловые краски, гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА),краски для эскизов (акварель, гуашь). А также: бумага, картон, палитры, кисти, карандаши, рамки, стеки, ножи для резьбы и гравировки по глине. Для тиснения и царапания (скульптурные стеки, стеки-петельки, штампы, накатки, валики-печатки). Для получения «кудряшек» (сито); поролоновые губки, муфельная печь, турнетки, рабочие столы, пластиковые емкости для хранения глины с крышками, стеллажи для сушки готовых изделий, клеенка. Кроме инструментов необходимы дощечки (подставки) и салфетки из толстой ткани размером 50*70, на которых будет, непосредственно производится лепка; стаканчики для воды, и небольшие тазики для работы с глиной, компьютер, CD-диски, мультимедийный проектор.