Журналистика

  • Описание
  • Подгруппы
  • Отзывы
  • Место на карте

I год обучения 1. Вводное занятие. Знакомство. Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Языковая игра. Практикум. 2. Виды средств массовой информации: печатные издания, сайты, телевидение, радио, информационное агентство. Кто работает в редакции: редактор, корреспондент, дизайнер, корректор. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 3. Взгляд на работу редакции изнутри. Встреча с журналистами газеты и телевидения. 4. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Что помогает журналисту в работе: диктофон, ручка, блокнот, фотоаппарат и др. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 5. Структура любой газеты состоит из определенных постоянных элементов: заглавие газеты, текст с заголовками и иллюстрациями. Процесс рождения названия и логотипа собственной газеты. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 6. Жанры журналистики: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 7. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Как найти информационный повод. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 8. Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. В структуру заметки входят следующие элементы: заголовок – лид – зачин – подробности. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 9. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 10. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог. Мастерство интервьюера. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 11. Явные и скрытые, уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и провокационные вопросы и т.д. Формирование умения правильно задавать вопросы. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 12. Организация пресс-конференции с интересным человеком, активное участие в ней. Процесс создания текста по итогам конференции. Работа над созданием собственной газеты. 13. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Выход на мероприятие. Создание собственного репортажа. Работа над созданием собственной газеты. 14. В зависимости от предметно-тематического содержания репортажи подразделяются на тематически-познавательные, событийные, постановочные. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 15. Повторение изученного материала. Проверка усвоения основных понятий журналистики и практического применения навыков. Работа над созданием собственной газеты. 16. Зарисовка – небольшой по объему жанр. В ней отсутствуют сюжет, проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций. Изучение зарисовок о природе и животных В. Пескова. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 17. Виды зарисовок: пейзажная, ассоциативная, портретная. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 18. Блиц – «быстро», опрос – «спрашивать». Выход юнкоров на улицу с актуальными вопросами. Работа над созданием собственной газеты. 19. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 20. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 21. Роль фотографии в газете. Какими бывают фотографии. Жанры фотографии. Работа над созданием собственной газеты. 22. Правила композиции в фотографии: правило третей, правило золотого сечения, правило диагоналей, правило диагонального золотого сечения. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Работа над созданием собственной газеты. 23. Почувствуй себя фотокорреспондентом. Выход на мероприятие. Создание собственных фоторепортажей. Работа над созданием собственной газеты. 24. Фотокросс. Выход на улицы города с целью найти и запечатлеть интересные моменты из жизни города. Работа над созданием собственной газеты. 25. Какими бывают заголовки. Функции заголовка. Обзор заголовков в прессе. Правила успешного заголовка. Создание собственных интересных заголовков. Работа над созданием собственной газеты. 26. Заголовочный комплекс: это комбинация заголовка, подзаголовка и названия рубрики. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 27. Литературное творчество на страницах газеты. Есть ли место в газете стихам, рассказам, сказкам? Обзор «Литературной газеты». Работа над созданием собственной газеты. 28. Правила стихосложения. Попытки создания собственных стихотворений. Буриме. Осинские поэты. Работа над созданием собственной газеты. 29. Чем рассказ отличается от заметки. Кто из писателей публикуется в газете. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 30. Повторение изученного материала. Проверка усвоения основных понятий журналистики и практического применения навыков. Работа над созданием собственной газеты. II год обучения 1. Роль газет в жизни человека. Влияние газеты на общественную мысль в России. Что такое информационная «война». Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 2. Обзор мировых, российских и краевых средств массовых информации. Рассказ о любимой газете. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 3. Газета и журнал – самые распространенные печатные издания, предоставляющие читателям актуальную информацию о событиях политической, социальной, экономической и культурной жизни общества. Однако при сходстве тематики публикуемых материалов и способов их подачи журнал отличается от газеты и по форме, и по содержанию, и по степени воздействия на читательскую аудиторию. Редакционная колонка в журнале и газете. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 4. Рецензия на книгу, спектакль, кинофильм. Правила написания. Критика в газете. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 5. Проблемный материал: сбор информации, поиск темы, принципы построения. Формирование активной жизненной позиции. Языкова игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 6. Журналистское расследование – вид, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица или организации укрыли от общества. Языковая игра, практикум. Работа над созданием собственной газеты. 7. Организация круглого стола. Постановка проблемы. Приглашение участников. Ведение разговора. Создание текста по итогам мероприятия. Работа над созданием собственной газеты. 8. Работа редакции с читателем. Актив редакции: ньюсмейкеры и консультанты. Свидетельство популярности газеты – ее широкие связи с аудиторией. Как искать ответы на вопросы читателей. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 9. Рейд как форма работы с читателем. Выход на улицы по сигналам читателей. Поиск информационных поводов. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 10. Обзор писем. Кто пишет в редакцию. Портрет читателя газеты. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 11. Восьмая заповедь журналиста: плагиат и права автора. Кодекс профессиональной этики журналиста и авторское право. Актуальные проблемы, связанные с авторским правом. Примеры нарушения авторского права в СМИ. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 12. Лицо газеты. Композиция и насыщенность элементами первой и последней страниц газеты. Рассмотрение примеров. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 13. Что такое «передовица». Сравнение первых полос газеты «Осинское Прикамье» в разные годы. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 14. Уместен ли юмор на газетных страницах. Фельетон. Анекдот. Сатира. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 15. Повторение изученного материала. Проверка усвоения основных понятий журналистики и практического применения навыков. Работа над созданием собственной газеты. 16. «Журналистская кухня». Встреча с главным редактором газеты «Осинское Прикамье» – «поделитесь опытом». Работа над созданием собственной газеты. 17. Приемы работы журналиста: общие правила, индивидуальные приемы. Как повысить эффективность труда журналиста. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 18. Роль рекламы в газете. Рекламные издания. Создание рекламных макетов. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 19. Удачная рекламная статья может сделать очень многое – повысить прибыль, привлечь слушателей и покупателей, а также повлиять на принятие окончательного решения многих людей. Для достижения этих результатов необходимо построить ее по определенным правилам журналистского жанра. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 20. Чем отличается редакторская и корректорская правка. Вычитка полос. Корректурные знаки. Подготовка полос к выходу в свет. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 21. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 22. Практика: создание собственного макета газеты. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 23. Секреты расположения материалов по страницам газеты. Тематические выпуски. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 24. Как происходит выпуск газеты в свет. «Последние правки». Переверстка. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 25. Встреча с дизайнером газеты «Осинское Прикамье». Наблюдение за работой. Первоначальные навыки работы с программой AdobeInDesign. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 26. Овладение понятиями «тираж», «подписка», «доставка». Продвижение газеты как продукта. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 27. Интернет-журналистика – новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета. Влияние социальных сетей. Сайты и блоги. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 28. Редакционная колонка. Личный блог. Дневник журналиста. Кто пишет мемуары. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 29. Обзор статей известных журналистов в районе, крае, России. Встреча с журналистом. Языковая игра. Практикум. Работа над созданием собственной газеты. 30. Повторение изученного материала. Проверка усвоения основных понятий журналистики и практического применения навыков.

Преподаватели

Семина Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования, совместитель образование высшее, ГОУВПО «ПГПУ», «Русский язык и литература», учитель русского языка и литературы

Расписание

1.Учебные занятия детей проводятся в любой день недели, включая воскресенье и каникулы. Начало учебных занятий не ранее 8.00 часов и их окончание – не позднее 20.00. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Нагрузка обучающегося соответствует требованиям СанПиНа.

2.Продолжительность учебного занятия – 30-45минут. Продолжительность перемен во время учебных занятий составляет 5-15 минут.

Учебный план

1 год обучения 1 Водный урок. Кто такой журналист. Что такое журналистика. 2 Виды СМИ. Структура редакции. 3 Экскурсия в редакцию газеты и телевидения. 4 Инструменты журналиста. Как получить информацию. 5 Из чего состоит газета. Логотип и название газеты. 6 Жанры журналистики. 7 Информационные жанры. Заметка. 8 Как написать заметку. Композиция заметки. 9 Виды заметок. 10 Интервью. Как расположить к себе собеседника. 11 Виды вопросов в интервью. Как правильно составить вопросы. 12 Пресс-конференция. Встреча с интересным человеком. 13 Репортаж. С места событий. 14 Виды репортажа. 15 Повторение изученного материала. Выпуск газеты. 16 Зарисовка как газетный жанр. 17 Виды зарисовок. 18 Блицопрос в газете. 19 Роль статьи в газетах и журналах. 20 Графика в газете (рисунки, фотографии, схемы). 21 Роль фотографии на газетной полосе. 22 Правила фотографирования. 23 Фоторепортаж. Кто такой фотокорреспондент. 24 Фотокросс. 25 Заголовок – король материала. Секреты удачных заголовков. 26 Заголовочный комплекс. 27 Литературное творчество на страницах газеты. 28 Стихи в номер. 29 Проза в литературный уголок. 30 Повторение изученного материала. 2 год обучения 1 Газеты в жизни человека. 2 Обзор мировых, российских и краевых СМИ. 3 Чем отличаются журналы и газеты. 4 Как написать рецензию 5 Что такое проблемный очерк. 6 Журналистское расследование. 7 Как организовать круглый стол. 8 Работа с читателями. Ответы на вопросы. 9 Рейд как форма работы с читателем. 10 Обзор писем. 11 Авторское право журналиста. 12 Первая и последняя страница – обложка издания. 13 «Передовица». Что разместить на первой полосе. 14 Юмор на газетных страницах. 15 Повторение изученного материала. 16 Журналистское мастерство. Секреты и технологии. 17 Приемы работы журналиста 18 Реклама в газете. 19 Как написать рекламную статью. 20 Литературная правка (редактирование текстов). Корректура. 21 Газетная верстка. 22 Нарисуй свой макет газеты. 23 Разбивка материалов по полосам. 24 Выпуск газеты в свет. 25 Дизайн газеты. 26 Что такое тираж. Подписка и доставка. 27 Интернет-журналистика. Кто такой блогер. Сайт газеты. 28 Мемуарный жанр. Личный дневник журналиста. 29 Знаменитые журналисты. Чем они могут поделиться. 30 Повторение изученного материала.

Цели программы

Сформировать и подготовить из обучающихся коллектив детской редакции.

Результат программы

К концу второго года обучения обучающиеся должны: – Овладеть такими социальными умениями, как: вежливое и конструктивное общение со сверстниками и взрослыми, взаимодействие с собеседниками. – Знать правила этикета публичных выступлений и общения. – Знать структуру создания газет и журналов. – Уметь работать с информацией, сравнивать её. – Уметь различать основные газетные жанры: статья, интервью, фоторепортаж и другие. – Уметь создавать собственные газетные тексты. – Создавать собственную кружковую газету, принимать участие в выпуске детской страницы в газете «Осинское Прикамье».

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы детского объединения «Школа юного журналиста» необходимо следующее: – кабинет для теоретических занятий, – литература по журналистике, – наглядные пособия, – дидактические материалы, – примеры газет и журналов