Законопроект о социальном заказе: чего ждать руководителям Учреждений

Законопроект о социальном заказе: чего ждать руководителям Учреждений

О чем речь: у учреждений образования, здравоохранения, соцзащиты, физкультуры и спорта, а также у служб занятости будет больше возможностей получить деньги из бюджета. Но за доступ к этим средствам придется побороться, в том числе с негосударственными организациями. В этой статье мы расскажем о двух новых механизмах финансирования.

Где появится социальный заказ
Законопроект содержит новое понятие – «Государственный (муниципальный) социальный заказ». Это четко регламентированные объем и качество гарантированных государством и бесплатных для граждан услуг в социальной сфере. Идея заключается в том, чтобы вовлечь в предоставление этих услуг не только учреждения госсектора, но и негосударственные организации. По замыслу авторов законопроекта, конкуренция между учреждениями возрастет, а качество и доступность их услуг повысятся. Такой подход власти уже применяют в системе обязательного медицинского страхования, высшем образовании, а в некоторых регионах и городах – и в социальном обслуживании. Если законопроект примут, новые механизмы финансирования внедрят также в сферах образования, здравоохранения (кроме ОМС и высокотехнологичной помощи), социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, туризма. Закон о социальном заказе затронет только услуги физическим лицам. Кроме того, пока трудно прогнозировать, будет ли он применяться повсеместно. Закон не обязывает учредителей внедрять новые механизмы финансирования и формировать социальный заказ, он лишь дает такую возможность. Если власти вашего региона или муниципального образования решат, что в соцзаказе нет необходимости, они продолжат распределять средства в привычном для учреждений порядке.

Два новых механизма финансирования: в чем разница
Учреждения будут по-прежнему получать субсидии на выполнение государственного и муниципального задания. Но появится еще один источник финансирования – дополнительная субсидия в рамках государственного или муниципального социального заказа. Эти деньги учреждение получит по итогам конкурса либо в обмен на специальный сертификат.

Конкурсы
Конкурсы будут проводить исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Их участниками могут стать государственные, муниципальные учреждения и негосударственные организации. В рамках конкурса его организаторы смогут отобрать учреждения, подведомственные разным учредителям, а не только одному. Например, не запрещено отбирать исполнителей услуг в сфере общего образования из числа не только школ, но и федеральных вузов. Негосударственные организации смогут наравне с учреждениями госсектора участвовать в конкурсах и в случае победы получать доступ к социальному заказу. Более того, конкурс можно будет провести и исключительно среди негосударственных организаций. Организаторы конкурсов не будут использовать в качестве критерия отбора цены услуг. Стоимость услуг, которые исполнитель предоставит в рамках соцзаказа, чиновники определят в соответствии с нормативными затратами. Приоритет при отборе – качество услуги. Победитель конкурса заключит с организатором соглашение об оказании государственных или муниципальных услуг в социальной сфере. Если по результатам отбора исполнителем становится государственное или муниципальное учреждение, с ним подпишут еще и соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания. По этому соглашению учреждению скорректируют объем задания и выделят дополнительные средства.

Сертификаты
Сертификат – это именной документ, который подтверждает право потребителя выбрать исполнителя для получения услуги в социальной сфере в определенном объеме. Смысл в том, чтобы внедрить принцип «деньги следуют за потребителем». Гражданин получает от государства сертификат и относит его в ту организацию, где он хочет получать нужную услугу. Учреждению, которому передан сертификат, будут ежемесячно выделять из бюджета деньги по факту оказания услуги. Чиновники считают, что это заставит учреждения работать над качеством своих услуг. Например, если ребенку станет неинтересно на занятиях, родители переведут его в другую организацию, в которую и поступят бюджетные средства по сертификату. Чтобы привлечь как можно больше обладателей сертификатов, руководителям учреждений придется повышать качество услуг и улучшать условия их предоставления. Исполнителей услуг в социальной сфере чиновники будут заносить в специальные реестры. Каким требованиям должно соответствовать учреждение, чтобы попасть в реестр, решит федеральное правительство. Но уже ясно, что получать бюджетные средства в обмен на сертификаты смогут не только учреждения госсектора. Частные организации начнут конкурировать с государственными и муниципальными за бюджетное финансирование. 23 региона уже применяют сертификаты в сфере дополнительного образования. Учреждения получают дополнительные субсидии в обмен на сертификаты, которые принимают от родителей и законных представителей детей.

В чем плюсы и минусы для учреждений
Новые механизмы финансирования позволят учреждениям иметь больше средств на развитие. За счет дополнительной субсидии учреждение сможет:

– купить средства обучения для реализации программ, приобрести компьютеры, оргтехнику и т. д.;
– арендовать помещение;
– оплатить услуги физических и юридических лиц, в том числе повысить квалификацию административно-управленческого и педагогического персонала;
– покрыть расходы на разработку и сопровождение программного обеспечения, автоматизированных систем.

Бюджетные средства, которые государство станет распределять через новые механизмы финансирования, необязательно будут доставаться организациям госсектора. Учреждениям придется конкурировать друг с другом и частными организациями за право предоставлять услуги. В выигрыше окажутся самые эффективные – те, у кого есть квалифицированный персонал и материально-техническая база для оказания услуг высокого качества. Когда учреждения смогут воспользоваться новыми возможностями, сейчас сказать трудно. Авторы проекта предлагали ввести закон в действие уже с 1 января 2019 года. Но даже если это произойдет, закон не начнет работать сразу, поскольку носит рамочный характер. Придется ждать, пока чиновники федерального, регионального и муниципального уровней примут все необходимые подзаконные акты.

На заметку
Соглашение об оказании услуг можно будет заключить на период, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств. Для этого чиновники внесут поправки в Бюджетный кодекс.

Во время подготовки этой статьи законопроект № 519530-7 был готов к рассмотрению в первом чтении.

Предыдущая запись
Все записи

Читайте также